Достопримечательности Франции — Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери воздвигнут на острове Сите на месте древнеримского алтаря, который посвящен Юпитеру (1 век). Эта достопримечательность отличается строгостью своего облика, в отличие от других храмов Франции в готическом стиле. По красоте и пропорциям этот собор является уникальным явлением. Глядя на его гармоничный ансамбль, нельзя поверить, что он строился практически двести лет и при этом много раз переделывался и капитально реставрировался.

Общая информация о Соборе Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) является географическим и духовным «сердцем» Парижа и располагается на месте базилики Святого Стефана, являющегося первой христианской церкви Парижа, и была воздвигнута в свое время на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

В соборе соединены два стиля архитектуры. Заметно, с одной стороны, присутствие готического стиля, в котором используются новаторские достижения в архитектуре, создающие определенную простоту вертикальной конструкции. С другой стороны, можно рассмотреть романский стиль, которому присуще плотное и мощное единство. Выразительно отображают наличие этих стилей различные по высоте башни и западная часть собора.

Терновый венец Иисуса Христа является основной реликвией христианства и хранится в соборе. До 11 века венец находился в Иерусалиме, а затем был привезен на хранение во дворец византийских императоров в Константинополе.

Достопримечательности Франции - Собор Парижской Богоматери

История Собора Парижской Богоматери

Строительство собора было начато в 12-м веке (1163 год) во время правления Людовика VII Французского. В вопросе, кто заложил первый камень, историки расходятся в своих суждениях. Основными претендентами являются: папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Основной алтарь освящен в 1182 году, а к 1196 году неф здания был практически завершен, но на главном фасаде работы еще велись полным ходом и, в основном, завершены к 1250 году, а к 1315 году была закончена вся внутренняя отделка.

Главными создателями собора принято считать двух архитекторов — Жан де Шель, выполнявший контроль за работами в период 1250 — 1265 годов, и Пьер де Монтрей (период 1250 — 1267 гг.).

В связи с тем, что в строительстве Нотр-Дама принимало участие много различных архитекторов, западная сторона и башни значительно отличаются по стилям. Так, башни были завершены в 1245, а полностью собор — в 1345 году.

Величественный и мощный фасад разделен: на три части пилястрами по вертикали, на три яруса галереями по горизонтали. Нижний ярус, при этом, имеет три глубоких портала (Страшного суда, Богородицы и св. Анны). Прямо над ними находится аркада под названием «Галерея Королей» со статуями (28 штук), которые представляют царей древней Иудеи.

Собор, благодаря своему неповторимому внутреннему убранству, на протяжении многих веков служил местом проведения особых торжеств, королевских бракосочетаний, коронаций и похорон. В нем впервые собрался парламент Франции (1302 год).

Здесь отслужил молебен благодарности Карл VII, который был коронован в Реймсе. В этом соборе была отпразднована свадьба Генриха IV, ставшего в последствии королем Наварры, и Маргариты де Валуа.

Характерной чертой готического собора является отсутствие настенной живописи, а единственным источником света является большое количество витражей высоких стрельчатых окон. За время правления Людовика XIV в конце 17-го века собор переживал определенные перемены, при которых и витражи, и могилы были разрушены.

После Великой Французской революции в конце 18-го века собор был объявлен Храмом Разума, и возвращен церкви был только в 1802 году при Наполеоне.

Виктором Гюго в 1831 году был опубликован роман с одноименным названием «Собор Парижской Богоматери».

Достопримечательности Франции - Собор Парижской Богоматери

В 1841 году началась реставрация под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, который известен реставрацией Амьенского собора, готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон в южной части Франции. Реконструкция и восстановление скульптур и здания длилось более двадцати лет. Этому архитектору также принадлежит идея создания галереи химер на фасаде собора. Эти статуи установлены у подножия башен на верхней площадке. В это же время были разрушены примыкавшие к собору постройки, и образовалась существовавшая и поныне площадь.

Находящийся в соборе Терновый венец Иисуса Христа является великой христианской реликвией. До 1063 года находился в Иерусалиме, далее перевезенный в Константинополь. В последствии, последний император Латинской империи Балдуин де Куртенэ в связи с тяжелым материальным положением заложил реликвию в Венеции. На протяжении десяти лет (1238 — 1248 года) венец преодолел расстояние от Византии до Парижа. Вначале он хранился в Святой часовне Сент-Шапель, а после Французской революции был передан в Нотр-Дам де Пари.

Архитектурные достопримечательности Собора Парижской Богоматери

На главном фасаде собора расположено три двери, над одной из которых находится скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. Изображение Страшного суда расположено над центральным входом. Арки входа поддерживают семь статуй. А двери украшены кованными рельефами.

В нижней части панно изображены мертвецы, которые встали из могил, пробужденные двумя ангелами с трубами. Среди мертвецов можно увидеть короля, папу, воинов и женщин. Это, своего рода, символ присутствия на Страшном суде всего человечества. В верхней части — Христос и два ангела с обеих сторон.

Крыша собора сделана из плиток 5 мм толщиной из свинца, которые выложены внахлест. Поэтому общий вес крыши составляет около 210 тонн. В верхней части собора присутствуют изображения химер и гаргулий.

Шпиль собора имеет дубовую основу и покрыт свинцом, общая высота его 96 метров. У основания шпиль окружен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов работы Жоффруа Дешоме. Возле каждой группы находится свое животное, символизирующее евангелиста: бык — символ Луки, лев — Марка, ангел — Матфея и орел — Иоанна. Все статуи обращены в сторону Парижа.

Достопримечательности Франции - Собор Парижской Богоматери

Основная часть витражей была сделана в середине 19-го века. Роза над входом в собор (главный витраж) частично сохранившаяся со Средних веков, а в центре ее Богоматерь, вокруг расположены знаки зодиака, грехи и достоинства. На южном и северном фасадах собора находятся две боковые розы. Во время реставрации витражи окон розы предполагалось выполнить в белом цвете, но Проспером Мериме было предложено выполнение роз в средневековом стиле.

Большой колокол звучит очень редко, а остальные — звонят в 8 и 19 часов. У каждого есть свое собственное имя и тональность.

Внутри собора поперечные нефы (трансепты), пересекаясь с продольным, образуют крест. По центру самого длинного нефа расположена последовательная серия скульптур, изображавшая Евангелие.

В правой части собора расположены часовни, украшенные картинами и скульптурами различных художников. Эти изображения искусства по многовековой традиции были преподнесены ежегодно в дар собору в первый день мая.

Люстра собора выполнена из посеребренной бронзы, выполненная по рисунку Виолле-ле-Дюка вместо переплавленного в 1792 году, а в 2007 году была отреставрирована.

Галерея королей представлена каменными фигурами, выстроенными в ряд. Оставшиеся из созданных в 19-м веке изображают царей из Ветхого Завета. Ранее на этом месте находились статуи французских королей Средних веков, которые во время Французской революции были обезглавлены и разбиты.

Достопримечательности Собора Парижской Богоматери

Одной из основных достопримечательностей собора является большой орган, установленный в соборе в 1402 году. Предыдущий был помещен в готический корпус. На протяжении многих лет орган несколько раз реконструировался и достраивался. Самыми основательными считаются проведенные работы в 1733 году и 1788 году. В 1992 году благодаря сотрудничеству с «Синаптелью» удалось полностью компьютеризировать орган.

Со времен реставрации орган состоял из 46 регистров, расположенные на пяти мануалах. Во время его строительства использовалась определенная часть труб неповторимого инструмента, двенадцать из которых сохранились и по сей день. Инструмент имеет корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

Сегодня орган имеет 8 тысяч труб и 111 регистров. Около 900 труб сохранились с времен Тьерри и Клико. Среди современных инструментов орган остается самым большим по числу регистров.

Заключение

Посещение Собора Парижской Богоматери поможет любознательному туристу окунуться в атмосферу Средних веков и французских королей.