Мифы древнего Египта

История древнего Египта окутана множеством тайн и загадок. До нашего времени разрозненные и противоречивые сведения о мировоззрении древних египтян дошли благодаря расшифровке древних религиозных рукописей, записей погребальных обрядов на саркофагах и гробницах.

Очень ценный материал для изучения эволюции развития мира на Древнем Востоке предоставляют египетские мифы, которые воспринимаются скорее как фантастические легенды. В своих мифах египтяне большее значение придавали глубокой идее или учению, нежели конкретным событиям и обстоятельствам, что делало сказания противоречивыми и малопонятными.

Мифы о сотворении мира в древнем Египте.

Первые мифы о причастности богов к сотворению мира возникли незадолго до объединения Египта. Несколько версий происхождения вселенной появились в различных религиозных центрах примерно в одно и то же время.

Самым распространенным мифом о сотворении мира была версия жрецов из Гелиополя. По их версии изначально был водный хаос Нун, погруженный в темноту. Из него первым появился Тот – Вечный бог. Когда Тот решил создать мир, он принял образ скарабея Хепри, возникающего сам по себе. В мифах этот бог упоминается как Атум, отождествленный с богом солнца Ра. Первоначально Атум создал земную твердь Бен-Бен, затем первую пару богов – влагу Тефнут и воздух Шу.
Мифы древнего Египта

Поскольку повсюду царила тьма, дети Атума потерялись, и в кромешной мгле невозможно было их найти. Тогда создатель вырвал у себя глаз и отправил его на поиски детей. Око долго не возвращалось и, тогда, бог создал себе новый глаз. После многолетних поисков старый глаз нашел Шу и Тефнут. Атум заплакал от радости, его слезы упали на землю и превратились в людей.

Старый глаз разгневался, что его место занято, превратился в кобру и хотел убить Атума. Но бог взял змею-око, поместил себе на лоб и наказал ему быть хранителем правопорядка. С этих пор глаз в виде змеи изображался на коронах богов и фараонов.

Потомками найденных Шу и Тефнут стали богиня неба Нут и бог земли Геб, которые изначально были соединены. После того, как небо с землей стали ссориться, Шу разъединил их.

Нут родила Осириса (сына Ра), затем Хора, Сета (повелителя войн и стихийных бедствий), Исиду (богиню любви, верности и материнства) и Нефтиду (покровительницу умерших).

Эти боги составили Эннеаду или Великую девятку богов, от которых произошли остальные боги.

В отличие от сказаний жрецов Гелиополя, в Мемфисе считали, что Великий бог Птах создал мир посредством воли и слова.

Жизнь и смерть Осириса в мифах древнего Египта.

Среди семейства великих богов значимая роль отводилась Осирису. Поэтому наиважнейшие мифы в древнем Египте связаны именно с сыном Ра – Осирисом. Унаследовав трон у Геба, Осирис стал владыкой всего земного мира. Древние египтяне в то время были еще дикими и занимались каннибализмом. Осирис взялся за обучение людей, научил их строить каналы и оросительные системы, выращивать урожай и создавать произведения искусства. Период земного правления Осириса считали Золотым веком.

Культ Осириса был связан с земледелием. Распространенные мифы о смерти и возрождении Осириса проводят параллель с посевом зерен, ростом колосьев и их срезанием в период жатвы.

Согласно легенде, когда Осирис обучил египтян грамоте и ремеслам и установил в Египте угодный богам порядок, он отправился в другие страны, чтобы также преобразить весь мир и навести порядок. В его отсутствие Египтом правила его сестра и жена Исида, которая передала людям секреты магии и врачевания, а также научила вести домашнее хозяйство.

По возвращении Осириса из путешествия Сет, влюбленный в Исиду, захотел убить брата и занять его трон. Для этого Сет тайком снял мерки с Осириса и приказал изготовить саркофаг по размерам его тела, украшенный драгоценными камнями. После этого Сет устроил пир и пригласил на него Осириса. Гостям был показан сундук и все приглашенные выказали свое восхищение. Тогда Сет сказал, что подарит сундук тому, кому он будет по размеру. Опьяненные гости по очереди стали ложиться в сундук, но он никому не подходил. Когда очередь дошла до Осириса и он лег в саркофаг, сообщники Сета захлопнули крышку и бросили сундук в воды Нила.
Мифы древнего Египта

Течением саркофаг прибило к берегу Библа, где он застрял в стволе дерева. Из этого дерева царь Библа Гебала соорудил колонну для своего дворца.

Жена и сестра Осириса Исида долго искала тело мужа, а когда нашла, то устроились к царю Гебала в услужение. Когда Исида открылась царице о своем божественном происхождении, та отдала деревянную колонну, в котором был заключен саркофаг с телом Осириса. Исида разрубила пополам ствол дерева, извлекла сундук и отвезла его в Египет, где спрятала в камышах.

Сет нашел тело Осириса, разрубил его на четырнадцать частей и раскидал их по всей стране. С помощью Нефтиды и Анубиса Исида вновь отправилась на поиски тела мужа. Найдя какую-либо часть тела Осириса, Исида ставила на этом месте надгробную стелу. Найдены были все части тела, кроме фаллоса. Тогда Исида смастерила фаллос из глины и с помощью магии и заклинаний прирастила его к собранному туловищу Осириса. С тех пор египтяне стали устраивать праздник в честь фаллоса. Чтобы труп Осириса не подвергся тлению, Исида обмазала его божественными маслами. В бальзамировании ей помогали Тот, Анубис и Нефтида. Так появилась первая египетская мумия.

Месть Гора за Осириса в мифах древнего Египта.

С помощью колдовства и магии Исида смогла зачать и родить ребенка — Гора от умершего Осириса. Исида воспитывала Гора в тайне от всех и наделяла его своим могуществом. Она надеялась, что кода Гор вырастет, он свергнет ненавистного Сета и отомстит за смерть отца. Возмужав, Гор действительно вступил в схватку с Сетом, но тот смог вырвать у Гора глаз и разрубить его на множество частей. Тот собрал око воедино и вернул владельцу. Гор отправился к Осирису и дал ему проглотить око, воскресив тем самым отца.

Осирис воскрес, но не остался на земле, а стал царем загробного мира.

Гор продолжал воевать с Сетом, пытаясь вернуть себе принадлежащий по праву трон и отомстить за смерть отца. Почти во всех битвах Гор побеждал. Однажды, перевоплотившись в гиппопотама, Гор разрубил Сета на куски. Сет оставался жив и противостояние между богами продолжалось. После многочисленных войн противники обратились в суд богов, чтобы божественная девятка определила единственного правителя на земле. Суд встал на сторону Гора, но Сет не согласился с таким результатом и снова затеял войну. Гор одержат победу в битве, занял престол и восстановил в стране порядок, восстановил храмы, разрушенные за время войн, и объединил Верхний и Нижний Египет.

Когда время правления Гора закончилось, власть над земным миром перешла к фараонам.

Мифы древнего Египта

Мифы о загробной жизни в древнем Египте.

Любой египтянин верил, что если после смерти мумифицировать и сохранить тело, то подобно Осирису произойдет воскрешение в загробном царстве Дуат. В мифах древнего Египта в описании путешествия Ра по Дуату описывается путь, который предстоит пройти умершему египтянину. Подобно смене дня и ночи ладья, в которой на троне восседал бог солнца Ра, днем путешествовала по небу на запад, а ночью по загробному миру.

Дневной путь ладьи был сопряжен с опасностями в виде змея Апопа, который набрасывался на Ра и вступал с ним в схватку. Как правило, богу солнца удавалось одержать победу над змеем, но когда побеждал Апоп, на земле бушевали песчаные бури и ураганы. Если змею удавалось проглотить лодку, наступало солнечное затмение.

С наступлением ночи ладья Ра подплывала к вратам в загробное царство, где правил Осирис. Продвигаясь на восток, лодка преодолевала двенадцать ворот, по числу египетских провинций, охраняемых чудовищами. С помощью магии и волшебства Ра удавалось минуть все врата и ладья оказывалась перед Великим Чертогом Двух Истин, где Осирис вершил суд над скончавшимися, взвешивая их сердца. Грешников пожирало чудище с головой льва, а праведников ждала счастливая жизнь в полях Иалу. В новой жизни человеку нужно было жилье, пища, а богатым египтянам и фараонам и прислуга. Эти потребности обеспечивали гробницы и жертвоприношения.

Главную суть всех мифов о загробном мире составляет понятие вечности и цикличности. Как день сменяет ночь, так жизнь сменяет смерть, физическая оболочка человека умирает, но душа продолжает жизнь в лучшем мире.

Заключение.

В древнеегипетских мифах нашло отражение мировоззрение жителей долины Нила. Легенды объясняли происхождение мира, его устройство, причину природных явлений и катаклизмов, а также порядок взаимоотношений в обществе. Мифы определяли поведение египтян, побуждали их поклоняться богам и фараонам, вести покорную и праведную жизнь. Но самое главное, что в мифах зародилось высокое достижение теологической мысли древних египтян о происхождении мира как результат воли и мысли, воплощенных в божьем слове.